Как прожить живописцу?

29.05.2016

Юлия Владимировна Белова художник, педагог изобразительного искусства ДК «Федюково». Среди её званий – дизайнер издательства МГУ им. Ломоносова, победительница районного конкурса «Левша». Сегодня Юлия Владимировна обучает детей рисованию, готовит декорации ко всем спектаклям театральной студии «Маленький принц».

Юлия – друг нашей Центральной библиотеки. Ее работы выставляются в «Галерее талантливых читателей». Недавно мы показали ее иллюстрации к повестям Н.В. Гоголя. Очень выразительны гуаши – иллюстрации к «Руслану и Людмиле» Пушкина. Сейчас у нас представлена серия ее небольших акварельных этюдов.

Юлия Владимировна рассказывает о себе.

Детство я провела на окраине посёлка Серебряные Пруды. Прямо у нашего дома начинался Большой Лес. И чего только не было в этом Лесу! 

По преданию, давным-давно в этом месте располагалась усадьба графов Шереметьевых, и поэтому в одичавшем барском лесу водились разные диковины. В глубоких чащах жили кабаны и лоси. Туда мы заходить боялись, но и на окраинах леса можно было насобирать грецких орехов, построить шалаш, наловить головастиков, закопать клад из бутылочных стеклышек и... еще тысяча дел ждали меня в этом лесу! И ждут до сих пор. Только я все никак туда не дойду.

Рисую я сколько себя помню. Учится начала у художника местного колхоза «Заря коммунизма». Николай Иванович показал мне гипсовую голову атлета Дорифора и серию книг с невозможно красивыми названиями «Школа изобразительного искусства». Также Николай Иванович показал мне метод масштабирования изображения «по клеточкам», и я сама нарисовала портрет Ленина! Успех меня окрылил. Надо сказать, что в ту компьютерную эпоху художник должен быть универсалом. Приходилось и красить, и малярничать, и столярничать, и варить клей, и печатать фотографии, и шить…

Конечно, в основном Николай Иванович писал красно-белые партийные лозунги, но не только их. Люди рождаются и умирают, что ж, приходилось надписывать и похоронные ленты. Впрочем, мне все нравилось. Мне нравился запах краски, и было все равно, что писать, лишь бы получалось ровно и красиво. Иногда рисовала натюрморты, а чаще – кур, гусей и уток, которые увлеченно рыхлили навоз под окнами нашей «мастерской». Я даже не знала, что такое «композиция».

Художественной студии в посёлке не было и, что б не потерять меня в зелёных дебрях, родители отвели нас с братом в музыкальную школу, которая (к счастью) в Серебряных Прудах имелась. Правда, тогда я это счастье не понимала, а свое пребывание в музыкальных классах расценивала как недоразумение. Только много-много позже, когда Музыка наконец-то меня посетила, я поняла и поблагодарила эти причудливые обстоятельства, заставившие меня вместо рисунка обучаться игре на фортепиано. Ведь на художника я бы и так выучилась с неизбежностью. 

С такими вот навыками я поехала поступать в Московское Художественное училище памяти 1905 года. Увы, меня не приняли. Пришлось взяться за подготовку всерьез. Родители переехали поближе к Москве, и перевели меня в школу №2 г. Видное. Я начала заниматься изобразительным искусством всерьез. Рисовала упорно. Через год двери заветного училища распахнулись, и меня приняли на декоративно-оформительское отделение. 

В училище я поняла, что мой удел – живопись. Мне нравилось все, но цвет я понимала лучше всего. Но как прожить, будучи художником? Я мыслила себя только живописцем, думалось - еще год, два и я… где-нибудь на Монмартре… Однако, успешно закончив училище, я быстро убедилась, что не всё так просто. 

Трудовые будни молодой оформительницы оказались нерадостными. Начав с «почтового ящика», где только не пришлось поработать! На заводе, в универмаге, в котельной, в Доме культуры… Продолжала рисовать самостоятельно и в студиях, в которых (о чудо!) жизнь не затихала и в суровые перестроечные годы.

В 1990 г., после тяжелой подготовки, я поступила в Полиграфический институт (ныне «Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова») на отделение «художественно-техническое оформление печатной продукции», или, проще говоря, дизайна и иллюстрации книги. 

Искусство книги — искусство сложнейшее и очень интеллигентное, к которому мне (увы) удалось лишь немного приблизиться. Но лучшие работы — это конечно, свои собственные, но только еще не написанные. Это шутка, хотя и грустная. 

Там, в институте, я впервые увидела персональный компьютер. Виртуальная реальность мне не очень понравилась, но заинтриговала. Таинственный голубой экран распространял вокруг себя некое сияние, и это был свет ближайшего будущего. Мне стало совершенно очевидно, что новый инструмент надо освоить как можно быстрее. Я принялась читать о компьютерах все, что попадалось под руку. 

На дворе стояли нерадостные 90-е. Учиться было очень трудно, почти невозможно. Вопрос «на что жить?» стоял ребром и для меня, и для всех наших сограждан. 

Пора попробовать себя в новом качестве – дизайнера. Только где? 

В детстве мы часто посещали Серебряно-Прудскую детскую библиотеку. Это была темная бревенчатая изба на высоком подклете. Остались теплые воспоминания: за окном зимний мрак, а в библиотеке топится печь, трещат дрова, под ногами коврики-дорожки, а на стеллажах – книжки о пионерах-героях, потрепанные сказки, и романы Жюля Верна! Романы я перечитала все. И сказки тоже. Пионеров игнорировала. 

Спустя много лет этот багаж, а также стойкий интерес к естественным и точным дисциплинам повлек меня на научное поприще.
Я составила список научных издательств и отправилась на поиски работы.

Первое уважаемое место, которое я посетила, была редакция журнала «Наука и жизнь».

Журналу я не понадобилась. Попрощавшись в печали, я отправилась далее.

Вторым пунктом моего научного списка значилось Издательство МГУ. Там мне повезло куда больше. 
Однако, в университетском издательстве мои компьютерные навыки никого не поразили. «А вы рисовать умеете?», – неожиданно спросили будущие работодатели.

Что за вопрос. Конечно, умею. А разве кому-то это нужно? 

К концу девяностых я уже работала в Издательстве МГУ им. Ломоносова в должности дизайнера. Там, среди драных кресел, формул и костей вымерших ящеров я чувствовала себя просто как рыба в воде. Но…

Как же живопись? Просиживая день и ночь за ПК, я почувствовала, что теряю навыки рисовальщика. Надо что-то делать!

Уволилась, вернулась в деревню Федюково (где и живу) и попросилась на работу в Федюковскую детскую школу искусств. 

 
Тогда-то я опять вернулась к краскам! Учебных пособий не хватало и мы рисовали всё, что могли. Часто — портреты друг друга. Время протекало весело и интересно, но, придя домой, я просто валилась с ног от усталости. Преподавание – это все-таки не моё. И конечно, художник не должен только учить других; он должен, в первую очередь, работать самостоятельно. Эта мысль не давала мне покоя. Надо было бы уйти пораньше, но я проработала целых восемь лет! Учеников было много. Я храню альбом с их портретами, многих вспоминаю с теплотой и надеюсь, что у них все сложится хорошо.

Наконец представился уважительный повод написать заявление. Покинув ДШИ, пришла работать в частную типографию г. Видное (Строительная, 17). Когда-то, еще в училище, преподаватель сказал нам: «Ребята, учитесь работать со шрифтами – не пропадете». Я отнеслась к совету серьезно. Теперь я опять целыми днями просиживаю за ПК, делаю макеты листовок, афиш, каталогов и проч. Верстаю книги, которые в общем-то неплохо научилась делать. Увы, работа на компьютере не приносит мне никакого удовольствия. Хочется рисовать. 

Пишу акварелью преимущественно летом, во время отпуска. Но, конечно, не так много, как хотелось бы. Выставляюсь редко, нет сил. Иногда показываю работы в нашем ДК, в г. Видное и библиотеке Федюково, о которой хотелось бы отдельно сказать много хорошего.

Еще В 2002 г. меня пригласили на работу художником и в Дом Культуры Федюково, где я работаю и поныне на полставки. Здесь мне нравится. Мне нравится рисовать декорации, шить, оформлять спектакли, сама в которых и играю. Веду небольшой кружок рисования. Коллектив у нас, к счастью, творческий. Приятно находится среди людей, которые воспринимают свою работу как возможность сделать что-то по-настоящему интересное. Иногда выступаю на концертах. Большое утешение приносит музыка, которая в последнее время занимает значительное место в моей жизни.

Как прожить живописцу? Наверное, надо просто хорошо рисовать. Честно работать, всматриваться в окружающий мир. И думать. Не допускать никакой «слабинки». Многие рисунки (особенно иллюстрации) приходится перерисовывать по 7-10 раз. Это большая и иногда просто изнуряюще тяжелая работа. 

Об отдыхе я и не думаю. Если будет время, соберу краски — и в Лес :)))

Смотреть все события