Суханово

15.12.2017
Усадьба Суханово вошла в русскую историю с именем ее последних владельцев, князей Волконских, и навсегда связана с памятью Отечественной войны 1812 года и культурой пушкинской эпохи. Это одна из самых значительных усадеб русского романтизма. До периода расцвета имение, числившееся в XVII веке государевым, сменило много владельцев, среди которых и воспитатель Петра боярин Т.Н.Стрешнев (1644–1719), и обер-прокурор Сената И.И.Дмитриев-Мамонов (1680–1730), и его племянник писатель Ф.И.Дмитриев-Мамонов (1727–1805). В 1761 году Суханово купил бригадир А.Г.Гурьев, отец будущего министра финансов. В 1763 году Гурьев построил в Суханове каменную церковь Рождества Богородицы, самое старое сооружение усадьбы, сохранявшееся до 1935 года. 
 
С начала XVII века сельцо Суханово было вотчиной русских царей. Здесь были места охоты царя Алексея Михайловича – отца Петра I. Здесь царь построил Екатерининскую пустынь в память о рождении дочери Екатерины (1660). Здесь в лесах таились егерьские домишки. Сельцо на протяжении века переходило из рук в руки, дарилось, продавалось, проигрывалось, пока, наконец, Екатерина Алексеевна Мельгунова, вышедшая замуж за Д.П.Волконского, не купила это имение в 1769 году. 
 
Записи в «Писцовых книгах» гласят: «...с лесами и с сенными покосы и со всеми угодьями и со крестьяны все без остатку и то южь сельцо Суханово, Лопатино, Боброво, Спирово с дворовыми людьми за 15200 рублей куплено княгиней Е.А.Мельгуновой (Волконской)». Будучи бездетной, Е.А.Волконская в 1812 году подарила своему племяннику Петру Волконскому имение Суханово. 
 
Став при Александре I в 1826 году министром императорского двора и уделов, Пётр Михайлович Волконский привлек к застройке усадьбы крупных петербургских архитекторов, связанных с императорским двором. Над проектами различных построек здесь работали такие мастера, как Росси, Жилярди, Стасов, Григорьев, Менелас. 
 

Следует заметить, что постройки Суханова не имеют пышного, показного характера, в них чувствуется стремление к спокойной жизни в хорошо отстроенной, богатой усадьбе, в стороне от суеты столицы. К такому уединению всегда стремился ее хозяин. В этой усадьбе не устраивали роскошных празднеств, блестящих приемов и театральных представлений. А между тем эта усадьба заслуживает внимания как одна из наиболее типичных подмосковных, складывавшаяся постепенно, благодаря чему в ее архитектуре русская классика XVIII века сочетается с классикой XIX века. 

…Усадебный кирпичный двухэтажный дом с мезонином построен в стиле классицизма в последней четверти XVIII века. Его первый этаж, перекрытый сомкнутыми сводами, возможно, принадлежит более раннему зданию. Дом неоднократно реконструировался. В начале XIX века его основные фасады были украшены портиками, а по обеим сторонам здания построены флигеля, в 1816 году соединенные с домом крытыми галереями-колоннадами. В 40-х годах левая колоннада и флигель были сломаны, и на месте старого флигеля был построен новый. Правый флигель после надстройки правой колоннады слился с центральным корпусом. Портик дворового фасада заменила полуротонда с открытой колоннадой ионического ордера, за которой помещены чугунные лестницы, ведущие на второй этаж. Сводчатые комнаты первого этажа были расписаны в «турецком», «египетском» и других стилях при участии художника Ф.Солнцева, положившего начало позднейшей эклектике. После таких перестроек и переделок усадебный дом приобрел характер дворцового сооружения. 
 
Мавзолей был выстроен в 1813 году по проекту Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьева. Первоначально он представлял собой небольшой ансамбль, который состоял из ротондального храма-усыпальницы, двух небольших симметричных флигелей по его сторонам и полуциркульной дорической колоннады, соединявшей флигеля с колокольней, поставленной позади ротонды. Кирпичные стены сооружения не были оштукатурены, и контраст их с белокаменными и лепными декоративными элементами придавал зданиям большую нарядность. Вся архитектурная композиция покоилась на своего рода платформе с широкой центральной лестницей. 
 
Величавая строгость общего замысла, зрелищное единство всего комплекса, продуманность деталей делают эту композицию одним из значительных образцов архитектуры начала XIX века. Это был античный храм в миниатюре. Круглый план истолковывался символически: круг почитался как фигура, выражающая вечность. 
 
В 1934 году сооружение кардинально перестроено по проекту архитектора Н.Д.Виноградова. Были сломаны колоннады, почти полностью разобрана колокольня. Между усыпальницей и колокольней выстроено новое помещение. Уцелело лишь центральное ядро ансамбля – ротондальный храм, перекрытый полусферическим куполом на низком световом барабане. 
 
Немаловажная роль отводилась в усадьбе природе. В конце XVIII века здесь был разбит пейзажный парк из смешанных пород. Парк украсил «Храм Венеры» – 8-колонная беседка. Через овраг, пересекающий дорогу главного дома к мавзолею, в 20-х годах XIX века был построен кирпичный однопролетный мост с белокаменным декором. Рухнувший в 30-х годах нашего века, он в восстановлен в 1951 году в прежних формах. На небольшом ручье, стекающем к речке Гвоздянке, была создана система из трех каскадных прудов, сохранившихся и по сей день. Они окаймляли основное ядро усадьбы с южной и западной сторон. 
 
После Октябрьской революции в усадьбе Суханове был peвком. С 1920 по 1929 год – школа-интернат II ступени, организованная при содействии Н.К.Крупской, в которой, кроме воспитанников детского дома, учились дети крестьян Сухановской, Домодедовской и Островской волостей.
В 1930-х годах в Суханове разместился санаторий, а в 1935 году усадьбу передали Союзу архитекторов СССР для обустройства здесь дома отдыха. В 1945-1946 годах архитектор В.Д.Кокорин восстановил главный дом, изменив планировку помещений. В нем расположили 47 жилых комнат, медицинскую часть с водолечебницей, библиотеку-читальню, кинозал и прочие службы.      

Михаил Додонов




Сухановская особорежимная тюрьма

Сухановская особорежимная тюрьма существовала рядом с нынешним городом Видное, на территории монастыря Свято-Екатерининская пустынь – тюрьма сталинского времени. В бывших монастырских строениях тюрьма расположилась в 1932 году. До осени 1935 года представляла собой воспитательную колонию для малолетних преступников. Рядом с тюрьмой располагались здания дворянской усадьбы Суханово, поэтому новая тюрьма стала именоваться Сухановской. В официальных документах «Сухановку» именовали как спецобъект № 110.

Тюрьма для особо важных политических преступников была создана по инициативе и состояла в ведении Николая Ежова, а после его ареста перешла под контроль Лаврентия Берии. В кругу посвященных тюрьму называли «личной тюрьмой Берии» или «дачей пыток». Спецтюрьма была рассчитана на 150-160 заключенных, надзор над которыми осуществляли 70 охранников. Кроме того, снаружи тюрьму охранял отряд НКВД особого назначения.

С первого своего шага в «Сухановке» подследственный ощущал свое полное бесправие, совершенную зависимость от тюремщиков. В отличие от Лубянки, Лефортова и других мест заключения. Здесь не существовало никаких правил внутреннего распорядка, никаких правил ведения следствия. Поступившего могли продержать 16-20 и более часов без воды и пищи в изоляторе, в котором не то что вытянуться – развести локти невозможно. В голубых микрокамерах двум заключенным предоставлялась возможность часами или сидеть лицом к лицу, или стоять; прилечь было негде – лежаки, как вагонные полки, на день поднимались к стенам и запирались на замок.

В любой момент узника могли избить до полусмерти. Били так, что в камере ни сесть, ни лечь – все тело сплошная кровоточащая рана. Но это, как говорится, «цветочки». Настоящие «ягодки» – в спецкамерах, где использовали технические средства. Там же в подземельях глухо звучали выстрелы – одна из функций «Сухановки» состояла в физическом уничтожении жертв репрессий.


Информация о тюрьме была тщательно засекречена. Заключенным при поступлении присваивали специальные номера. Родственникам заключенных сообщали, что арестованных отправили на Лубянку, в Бутырку или Лефортово.

Как показали документы после рассекречивания, среди тех, кто «прошел» Сухановку, было немало известных людей. Это русский писатель и драматург Исаак Бабель, советские военачальники: генерал-майор Михаил Белянчик, генерал-майор Григорий Ляскин, командующий бронетанковыми войсками Юго-Западного фронта генерал-лейтенант танковых войск Владимир Тамручи, жена маршала Григория Кулика Кира Симонич-Кулик, первый секретарь советского посольства в Германии, а в 1937-39 годы – заведующий отделом печати Народного Комиссариата иностранных Евгений Гнедин, советский архитектор Мирон Мержанов, деятель советских органов госбезопасности, командарм 1-го ранга Михаил Фриновский, азербайджанский советский инженер-металлург, народный комиссар Азербайджанской ССР по военным и морским делам, заместитель начальника строительства Магнитогорского металлургического комбината Чингиз Ильдрым.

С апреля 1959 по 1965 год в Суханове находилась Московская межобластная тюремная больница. В 1965-м на территорию бывшего монастыря разместили Учебный центр областного ГУВД.

В 1989 году строения перевели с баланса МВД СССР в Министерство культуры, а в мае 1992 года был восстановлен Свято-Екатерининский мужской монастырь. 

Николай Дурандин

                                                                       

Автор:  Михаил ДОДОНОВ, Николай ДУРАНДИН

Возврат к списку