НОВОСТИ

АНОНСЫ

СОБЫТИЯ

ГОЛОСОВАНИЯ

Преображенская церковь

15.12.2017
Преображенскую церковь села Остров специалисты единодушно относят к величайшим памятником архитектуры. Расположенная на высоком холме, возвышающемся над широкой правобережной поймой Москвы-реки всего в нескольких километрах от Московской кольцевой автодороги, эта уникальная по своей архитектуре белокаменная шатровая церковь открывается взору издалека и со всех сторон во всём своём великолепии. 
 
Во множестве популярных публикаций распространено мнение, что эта церковь была возведена здесь во второй половине XVI века по повелению Ивана Грозного. Однако, вопреки бытующим легендам и этому мнению, авторитетные историки храмовой архитектуры отдают пальму первенства в строительстве церкви Борису Годунову, а время её строительства датируют рубежом XVI и XVII веков.
 
Неослабевающий интерес историков, архитекторов, строителей, да и просто любителей древнерусского зодчества к истокам создания Преображенской церкви. Многое говорит в пользу того, что это была первая работа «церковного и городового мастера» Постника Яковлева, после чего ему доверили возвести Покровский собор на Красной площади. Наличие сходных черт у сельской церкви и главного символа страны позволяет предположить, что оба строения возведены одним и тем же зодчим. 

Не исключено, что для строительства храма пригласили также «заморских» мастеров – во внешнем убранстве здания прослеживаются итальянские мотивы. Очевидно, что этот белокаменный храм представляет собой тип сооружения, в котором удачно слились формы древнерусского деревянного зодчества с характерной для него формой куполов, а также элементы и стилистика западноевропейской готической ренессансной архитектуры и характерные черты зодчества Западной Руси (псковские формы). 
 
В основе композиции – классическое построение шатровых храмов, но выполнено оно так, что этот храм оказывается единственным в своем роде. Основание здания – крестчатое, на него поставлен восьмерик, который несет на себе восьмигранный шатер. (Храмов с шатровым каменным верхом в России сохранилось немного. Дело в том, что строились они лишь с начала XVI века, а в середине XVII века патриарх Никон запретил строительство подобных храмов, как не соответствующих церковным канонам). Нижняя часть и восьмерика, и шатра окутывают ярусы кокошников, придающие всему облику храма еще бóльшую устремленность ввысь. Эти кокошники, треугольные или с заостренным верхом (их здесь более 200) – принадлежность так называемых «огненных» храмов, красивых и распространенных в древнерусском зодчестве. «Огненными» их называли именно за внешнее убранство с кокошниками, похожими на языки пламени. 
 
С востока по обеим сторонам апсиды находятся два придела (один был освящен во имя Екатерины, второй – Кира и Иоанна) с тремя ярусами круглых кокошников, а от приделов отходит и с боков и входной части окружает храм крытая галерея, вероятно, построенная одновременно с церковью и позднее, в XIX веке возобновленная. 
 
В 1830 году с западной части храма была пристроена колокольня в неоготическом стиле с высоким шпилем и крошечными остроконечными башенками, расположенными по углам верхнего яруса. В ней что-то напоминает Спасскую башню Кремля. А деревянная часовня Николая Чудотворца – это творение современных мастеров, построена недавно. 
 
В конце XIX–начале XX века Преображенский храм не раз ремонтировался. Но в 30-е годы его постигла общая для тысяч русских церквей участь – она была закрыта и разорена. Погиб ее древний иконостас и предметы внутреннего убранства. 
 
Позднее Преображенский храм был официально признан памятником истории и культуры, но это не помешало использовать в советское время этот удивительный по красоте памятник в качестве овощехранилища. 
 
Вторая жизнь Преображенского храма началась в 1991 году, когда он был возвращен верующим. Отец Леонид (Грихилес) начал обустраивать древнюю церковь. Пришедший ему на смену настоятель Илья Пиэсис продолжил ремонт и обустройства храма, – возвратил первоначальный вид растесанным оконным проемам, восстановил малые главки вокруг шатра... 
 
Преображенская церковь упоминается в путеводителях по Подмосковью как памятник исключительного художественного и историко-архитектурного значения.


Автор:  Татьяна СОЛОВЬЁВА

Возврат к списку